Долгий Остров

Деревня Долгий Остров История села (Ыхра Сырми – в прошлом Шихирдановской волости Буинского уезда Симбирской губернии). Татарское название деревни – Озын Куак – Высокое дерево. По – видимому, деревню назвали так потому, что на месте ее расположения деревья были особенно высокими. Ведь в далеком прошлом на месте Долгого Острова и в окружающей его местности были сплошные леса. Татарское и чувашское названия деревни совершенно разные, содержат в себе два разных понятия. Ыхра Cырми – это название речки, протекающей рядом с деревней, Озын Куак – в переводе высокое дерево. А русское название содержит в себе третье понятие – долгий остров, длинный остров. Деревня Долгий Остров основана после завершения строительства Кубнинской засечной черты и с началом строительства Карлинской засечной черты (1575 – 1600), когда границы Русского государства были обезопасены от набегов ногайцев и началось заселение территории нынешнего Батыревского района. На службу на засечную черту привлекали чуваш, татар, мордву и русских. Им выделялась земля, разрешалось обзавестись семьей. Служилые татары положили начало деревни Долгий Остров. Это было в начале 1600-х годов. Сельское хозяйство Сельское хозяйство в селе представлена, в основном, ООО "Агрофирма "Жизнь". Образование В далеком 1887 году в деревне Долгий Остров начало действовать медресе, а в 1918 году открылась начальная школа. В 1966 году построили среднюю школу. С того времени прошло достаточно много времени. Многим выпускникам школы даны прочные знания. Среди выпускников Долгоостровской средней школы много докторов и кандидатов наук. Среди них академик, действительный член Российской академии образования, психолог Рафаэль Шакуров, академик, ректор Чувашского государственного университета Лев Кураков, доктор юридических наук Рашит Алиуллов, доктор медицинских наук Ринат Салеев, кандидат медицинских наук Алфир Хисамутдинов, кандидат технических наук Рахимулла Зейнетдинов. Видные люди деревни, её история, пройденный путь продолжателей славных традиции, предметы домашнего обихода хранятся в школьном музее. Около трех десятилетии школу возглавляет заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения Мансур Минетуллович Сайдашев. Духовная жизнь Первый приход – соборная мечеть, деревянная, построена в 1879 г. на средства прихожан, одноэтажная, длина 9 саж., ширина 3,5 саж., высота с минаретом 9,5 саж. Мулла Нуретдин Валеев, утвержден в 1886 г. в должность имама – хатиба, мугаллима. В приходе числится в конце 19 в. Домохозяев – 476, старейшин – 152. Закрытие мечети утверждено ЦИК ЧАССР в 1936 г., здание мечети не сохранилась. Ходатайство об открытии второй соборной мечети начинается с 1901 г. Состоялось собрание, на котором было решено обратиться за разрешением открытия нового прихода. Но получили постановление Симбирского Губеренского правления от 7 июля 1902 г. об отказе строительства 2 – мечети. Причина отказа: местность не соответствует требованиям, нет необходимости в постройке мечети ввиду постоянного отсутствия большей части жителей на отхожих промыслах, бедности жителей деревни и отсутствия средств. Однако в протяжении нескольких лет от жителей последовали новые заявления, и в 1906 г. было разрешено строительство мечети. Муллой был избран в 1905 г. крестьянин Сибгатулла Абдрахманов, житель деревни Ишмурзино – Суринск, 1875 г. рождения, закончил Казанское 4 –х классное городское училище в 1905 г., получил свидетельство в 1905 г. духовного Оренбургского магометанского собрания ( г. Уфа) о присвоении имама – хатиба, мугаллима. На 1923 год мечеть 2 – го прихода, деревянная, шестистенная, одноэтажная, длина 9 саж., ширина 3,75 саж., высота с минаретом 10 саж. Закрытие мечети было утверждено Президиумом Верховного совета ЧАССР в 1938 г., мечеть переоборудовали под школу. Здание мечети не сохранилось, построена новая школа. В 1990 –1991 г. построена новая мечеть (Приход №20), двухэтажная, первый этаж каменный, второй деревянный, длина 9,5 саж., ширина 3, 75., высота с минаретом 9 саж. Махалля 20 человек. Имам – хатыб Феизов Рахимулла Шафигуллович, 1929 г. рождения, 7 классов образование, в 1990 г. закончил заочно Уфимское медресе. В 1999 году в тихом, красивом уголке открыли вторую мечеть (Приход №38). Мулла Даутов Ахмадулла Зейдуллович, 1935 г. рождения, 9 классов образование. Муллой избран в 2008 г. Мечеть построена в основном на пожертвованиях односельчан. Здание находится на крутом берегу сухой реки « Теке» ближе к улицам Сахалинская и Колхозная. Мечеть является одним из влиятельных духовных центров деревни. И вот больше 18 лет, мечети деревни несут слово Аллаха, учат делать добро. За все время существования в истории мечетей не было ни одной пятницы, прошедшей без богослужения. Население в деревне растет. И это означает, что становится больше желающих посещать мечети и воспитываться в духе традиций Ислама. Ведь Ислам – это и поклонение, духовная культура, и традиции. Аксакалы деревни желают, чтобы молодые не забывали истоки, культуру и традиции своего народа. Вместе с этим стараются привить им любовь к родине, потому что считают, что очень важно любить ту страну, где они живут. Ведь религия подразумевает мир со всеми. Старшее поколение деревни, все рады, что молодые люди деревни по мере возможности начали посещать пятничную молитву. Аксакалы с радостью помогают молодым разобраться в тонкостях мусульманской грамотности, изучать основы Ислама. Они всегда рядом с нами, доброжелательны, желают, чтобы Всевышний Создатель посылал в родную деревню только добрые дела и вести.

Заказать сайт